Как встать на жилищный учет, если у одного из членов семьи нет десятилетнего срока проживания в Москве?

В данной статье мы хотели бы поделиться одним очень интересным казусом, с котором встретились в своей работе. Мы считаем, что окончательное решение данного дела может иметь прецедентное значение. Поэтому на суд простых читателей и профессиональных юристов выносится обсуждение этого предмета. Вопрос касается одного из условий постановки на жилищный учет — а именно, условия о десятилетнем сроке проживания в Москве. Можно ли быть признанным нуждающимся в жилом помещении, если один из членов Вашей семьи не проживает в Москве непрерывно в течение 10 лет?
Можно ли встать на жилищный учет, если у одного из членов семьи нет десятилетнего срока проживания в Москве?
Проблема 10 летнего срока проживания в Москве достаточно сложна.

Введение

В юридическую компанию «Controversia» обратилась семья, состоящая из 11 человек и проживающая в квартире площадью ≈90 м2. Семья столкнулась со следующей ситуацией: дом, в котором они проживают подпал под программу реновации жилищного фонда, а это означает, что в случае переселения и нахождении на жилищным учете, можно претендовать на получение взамен старого жилья новое сразу площадью по норме предоставления (18 м2. на человека), без необходимости ожидания в очереди порядка 20 лет.

Однако для постановки на жилищный учет имеется одна загвоздка — один из совершеннолетних членов семьи проживает в Москве менее 10 лет. Как быть в данной ситуации? Есть ли реальная возможность в таком случае как‑то улучшить жилищные условия?

Возвращаясь к основному предмету нашего изложения, хотелось бы предварительно раскрыть противоречивые аспекты московского законодательства по этому вопросу, далее рассмотреть актуальную судебную практику и оценить перспективу дела, которое ведут юристы компании «Controversia»

Правовые аспекты требования о десятилетнем проживании в Москве

Мы уже упоминали о том, что требование о десятилетнем проживание содержится в п.3 ст.7 Закона № 29 г. Однако встает резонный вопрос, к кому обращено данное требование? Ко всем совершеннолетним членам семьи или к тем членам семьи, которые желают встать на жилищный учет? А возможна ли вообще постановка на учет не всех членов семьи, а только некоторых?

Если отталкиваться от прямого смысла закона № 29 возможность постановки на учет отдельных членов семьи имеется. Дело в том, что в соответствии с п.2. ст. 11 указанного закона: Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее — заявитель).

Таким образом, главный закон, регламентирующий постановку москвичей на жилищный учет, не запрещает вставать на учет отдельным членам семьи, более того, исходя из приведенной выше статьи, такое прямо предполагается, ввиду того простого факта, что право на постановку граждан на жилищный учет имеет распорядительный характер и человека никак нельзя принудить к использованию этого права.

Однако в 2018 году вносятся поправки в постановление правительства Москвы № 815. Теперь:

  1. п.4.4 данного постановления гласит: Критерием определяющим единицу учета является адрес жилого помещения. На каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производиться;
  2. п.4.5 постановления звучит следующим образом: Основанием для формирования учетного дела является заявление от всех граждан, проживающих в жилом помещении по месту жительства;
  3. п.4.6 постановления содержит следующее правило: Принятие на жилищный учет отдельных членов семьи не допускается;

Правовая позиция юристов компании «Controversia»

Итак, по существу мы имеем типичную для правовой действительности ситуацию, когда один нормативно‑правовой акт противоречит другому. Закон города Москвы № 29 в п.2. ст. 11 прямо указывает, что заявление о признании нуждающимися в жилом помещении подписывается не всеми членами семьи, а только теми из них, которые желают встать на жилищный учет, с другой стороны — несколько пунктов постановления правительства Москвы № 815 содержат прямо противоположные требования, указывая, что заявление обязательно должно быть подписано всеми членами семьи. Как разрешить данный казус?

Позиция наших специалистов по данному вопросу однозначна — правила предусмотренные постановлением правительства Москвы № 815 применяться не должны. И если один из членов семьи по каким‑либо причинам не желает вставать на жилищный учет (пусть даже в силу того, что у него нет на это права), основанием для отказа в признании нуждающимся в жилом помещении у остальных членов семьи этот факт быть не может. Наша позиция подкреплена следующими аргументами:

  1. Между заявителями и ДГИ г. Москвы при подаче заявления о принятии на жилищный учет складывается определенное публичное правоотношение. В соответствии с общими принципами права и позицией, которую неоднократно высказывал Верховный суд РФ для того, чтобы правильно разрешить спорную ситуацию, необходимо применить тот нормативный акт, который регламентирует конкретное спорное правоотношение. Какой нормативный акт регламентирует условия и порядок принятия на жилищный учет москвичей? Единый порядок постановки на учет предусмотрен законом города Москвы №29 и законом горда Москвы №7. Постановление правительства Москвы № 815 не регламентирует правоотношение возникающее между гражданами и ДГИ по вопросу принятия на учет. Данное постановление утверждает порядок учета граждан, т.е. действия сотрудников государственных органов по ведению учета граждан уже признанных нуждающимися в жилых помещениях на основании закона №29. Содержать условия и дополнительные требования для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях данное постановление не может;
  2. В соответствии с общими принципами права, а также с п.2 ст. 11 ГПК РФ: Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Закон города Москвы №29 имеет большую юридическую силу, нежели постановление правительства Москвы № 815, поэтому противоречие между указанными актами должно бесспорно разрешаться применением закона города Москвы;

Судебная практика о возможности принятия на учет отдельных членов семьи

Казус с которым столкнулись специалисты нашей компании не единственный случай. Судебная практика уже имела дело с подобным вопросом после внесения указанных выше поправок в постановление правительства № 815. В 2018 году ДГИ отказал гражданам в постановке на учет по основанию отсутствия у одного из членов семьи 10 летней прописки в Москве. Указанный член семьи заявление не подписывал, более того, приложил ходатайство, в котором высказал свое нежелание вставать на жилищный учет.

Далее дело попало в Пресненский районный суд.

Судья Кузьмичев Артем Николаевич

(Судья здорового человека)

Исковое заявление в Пресненском районном суде попадает судье Кузьмичеву Артему Николаевичу. Правовая позиция судья полностью соответствует правовой позиции специалистов компании «Controversia». Выглядит она следующим образом: требования о десятилетнем проживании в Москве относятся не ко всем членам семьи, а к тем, которые подали заявление и желают быть признанными нуждающимися в жилом помещении. А раз один из членов семьи такое заявление не подавал, более того, представил отдельное ходатайство о своем нежелании встать на жилищный учет, правило о 10 летнем проживании на такого члена семьи распространяться не должны. На наш взгляд вполне адекватная правовая позиция, не требующая дальнейшего комментирования. Номер дела — 02-2999/2019

Апелляция в Московском городском суде

Судебный состав №7

(Судьи Пильгун А.С.,Раскатова Н.Н., Кочергин Т.В.)

Однако позиция судьи Кузьмичева Артема Николаевича в апелляции не устояла. Московский городской суд решение Пресненского районного суда отменяет. Аргументы апелляционной инстанции сводятся к перечислению правил постановки на учет, указанных в постановлении правительства Москвы №815. Вопрос о наличии несоответствия данного постановления закону г. Москвы № 29 в мотивировочной части решения не раскрывается. Между прочим, судьи апелляционной инстанции привели довод в поддержку своего решения, который заключается в том, что член семьи, не подписавший заявление о принятии на учет и не желающий быть признанным нуждающимся в жилом помещении, в случае принятия других членов семьи, все равно фактически улучшит свои жилищные условия. Номер дела — 33-29997/2019

Перспективы положительного решения казуса с точки зрения компании «Controversia»

К сожалению, специалистам компании «Controversia» для того, чтобы отстоять законные интересы своих доверителей, приходиться проходить тот же путь, что и истцы, материалы дела которых анализировались нами выше. Однако наша позиция принципиальная и тверда, если имеются правовые основания и перспектива положительного решения дела, мы вместе с нашими доверителями будем бороться до самого конца. В современной судебной практике огромное количество дел, которые отменяются в кассационной и надзорной инстанции, поэтому тот факт, что положительного решения в суде апелляционной инстанции добиться не удалось, далеко не повод отчаиваться. Необходимо понимать, что только борьба за право порождает само право! (Номер дела, которое ведут юристы компании «Controversia» 33-414148/2020)

Если Вам понравился изложенный материал и Вы хотите поделиться своим мнением по данному казусу, оставляйте комментарии ниже. Мы обязательно продолжим данным очерк после того, как наше дело рассмотрит кассационная инстанция.
Оцените статью
Controversia
Добавить комментарий

  1. Анар

    Правительство Москвы работает откровенно плохо, издает постановления, которые противоречат закону. А наши суды работают еще хуже, раз не замечают этого, или делают вид, что не замечают этого. Надеюсь, что специалистам компании удастся доказать свою правовую позицию.

    Ответить
  2. Сергей

    Добрый день!
    Очень интересная и информационная статья. Заинтересовался этой темой не спросиа, так как являюсь жителем г. Москвы с 10 летним «стажем» постоянной регистрации. Моя семья многодетная. Все три ребёнка (несовершеннолетние) родились в г. Москве и зарегистрированы по одному адресу где я и моя супруга. В органах соцзащиты состоим на учёте как малообеспеченные. Казалось бы, по всем пораметрам мы подходим для постановки на жил.учёт, но загвоздка именно в том, что у моей супруги срок постоянной регистрации менее 10 лет. Хотелось бы обратить ещё внимание на то, что ни я, ни кто-либо из членов моей семьи не являются собственниками жилого помещения, где постоянно зарегистрированы. Вообще у нас нет собственного жилья где-либо. И что остаётся делать в подобной ситуации, на что расчитывать и на что надеяться? Раньше многодетным семьям хоть земельный участок предоставляли. Сейчас же ничего…

    Ответить
    1. Саяд Георгиевич Махмудов автор

      Скоро по нашему делу будет кассационная жалоба рассматриваться. О результатах ее рассмотрения мы обязательно сообщим.

      Ответить
  3. Солдатов Георгий

    Добавил статью в закладки. Благодарен за прекрасный разбор ситуации. Обратился человек с подобной проблемой. Буду ждать информации о кассационном постановлении.

    Ответить
  4. Денис

    Есть ли результаты кассационной жалобы?

    Ответить
  5. Тимур

    Я крайне рад, что наткнулся на данный материал. Поскольку у меня аналогичная ситуация и предстоит все это пройти. Но на просторах глобальной сети, очень сложно найти подобные прецеденты. Очень интересно, чем закончилась история.

    Ответить
Звоните